Как выбрать шины, чтобы вождение было безопасным?
Выбор шин – не такое простое дело, как может показаться. Вроде бы достаточно знать модель автомобиля, производителя, год выпуска, и любой калькулятор предложит несколько подходящих вариантов. Но всегда лучше понимать, что и зачем покупаешь. Это позволит как минимум не переплатить, а в идеале – взять шины, которые улучшат характеристики автомобиля. Итак, выбираем автомобильные шины!
@Unsplash
Как понять, что пора менять шины?
Главный вопрос для начинающих автовладельцев – когда нужно менять шины.
В ПДД регулируется остаточная глубина рисунка протектора: не меньше 1,6 мм для легкового автомобиля и не меньше 0,8 мм для мотоцикла. Для некоторых типов зимних шин минимально допустимая глубина протектора составляет 4 мм. У отдельных производителей есть маркировка стираемости: цифры, прорезанные в рисунке протектора на разную глубину. Если все они стёрлись, шинам пора в утиль. Во всех этих случаях инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя.
Чтобы протектор не стёрся посреди сезона, при «переобувании» нужно оставлять запас. При глубине рисунка протектора не менее 4 мм для летней и 5 мм для зимней резины покрышка, скорее всего, проходит еще одно лето. Если этот показатель меньше, пора задуматься о покупке новых шин.
@Unsplash
Ещё один сигнал к покупке новых шин – это выраженный дефект. Если на одном из протекторов появилась грыжа – менять нужно все четыре шины. Устанавливать разные шины на одну ось прямо запрещают ПДД. На разных осях теоретически могут стоять две разных пары колёс, но на практике так делать не стоит, особенно если ваш автомобиль оснащен электронными помощниками: системами автоматического торможения, управления вектором тяги, контроля полосы. Все они рассчитаны на то, что у шин примерно одинаковое сцепление с полотном, а значит, одинаковая марка, рисунок протектора и износ.
Смена сезонов: зима, лето, всесезонка?
Всесезонные шины задумывались как способ сэкономить на переобувании, необходимости иметь два комплекта покрышек и не заботиться о хранении второго комплекта защищенном от света месте без резкого перепада температур. Но экономия выходит сомнительной: рабочий диапазон температур для такой резины слишком маленький. Всего –7…+15 ⁰С. В российских условиях всесезонка не подходит ни для лета, ни для зимы. Она быстрее снашивается и не держит дорогу.
Какие летние шины выбрать для легкового автомобиля?
Это зависит от вашего стиля вождения. Обратите внимание на маркировку. Класс экономии топлива на этикетке обозначается латинскими буквами (А – максимальный, G – минимальный). Сцепление с мокрой дорогой имеет градации классов от А до F (на 18 м больше по сравнению с максимальным). Уровень шума указывают в децибелах и дополнительно изображают на пиктограмме: одна черта – ниже нормы, две – норма, три – повышенная шумность.
О чем говорит рисунок протектора?
Над расположением канавок протектора работают не дизайнеры, а инженеры. Рисунок протектора влияет на стоимость шин и их свойства.
Симметричный ненаправленный рисунок считается универсальным и стандартным. Такие шины стоят дешевле, и при этом позволяют экономить топливо и укорачивают тормозной путь. Симметричный направленный отлично отводит воду, благодаря чему автомобиль гораздо лучше сопротивляется аквапланированию.
@Unsplash
Асимметричный ненаправленный рисунок повышает срок службы шин, улучшает сцепление, гасит вибрацию, повышает управляемость автомобиля. Этот тип протектора делает шину более дорогой: разные части покрышки изготавливаются не только с разным рисунком, но и из разных типов резины. При монтаже нужно строго следовать инструкции.
Шины с асимметричным направленным протектором устанавливают на скоростные и спортивные автомобили. При эксплуатации в обычных условиях значимых преимуществ они не дают.
Какие зимние шины выбрать?
Вопрос имеет два варианта ответа: шипы или «липучка», или фрикционная резина.
Выбирать шипованные шины есть смысл, если в вашем регионе зимой на дорогах в основном снежный накат. Шипованная резина создана для температур от –15 ⁰С и ниже. Разогнаться на ней не получится: максимум для отдельных типов покрышек – 160…180 км/ч. На асфальте шипованная резина шумит, однако ехать по нему можно: производители давно прячут шипы в протекторе, чтобы на льду они работали, а на твердом ровном покрытии не мешали.
Для условий города, в котором дорожные службы работают хорошо, мы рекомендуем выбирать зимние нешипованные шины – скандинавского типа для севера и Сибири и альпийского – для Центральной России.
@Unsplash
Шины скандинавского типа («липучки») хорошо работают при –15 ⁰С и ниже, как и шипованная резина. Они практически не ограничивают водителя в скорости, но быстро изнашиваются, а при –5 ⁰С и выше хуже удерживают автомобиль, особенно если лёд на дороге подтаял. Рисунок их протектора создан, чтобы держать машину на снегу, воду он отводит плохо. Поэтому такая резина не годится для регионов с теплой зимой. Ещё одна проблема липучек в том, что они быстро изнашиваются.
Шины альпийского, или европейского типа наиболее износостойкие среди всех видов зимней резины. Они хорошо отводят воду, прекрасно показывают себя на холодной дороге и в слякоть. Наилучший температурный режим для их использования −5…+3 °C. Но на льду они держат недостаточно.
Выбирая зимнюю резину, ориентируйтесь на обычные погодные условия для зимы в вашем регионе. Конечно, придется соблюдать осторожность в морозы или неожиданную оттепель, но универсальной зимней резины пока что, к сожалению, не изобрели.
Читаем маркировку шин
Какие шины подойдут конкретному автомобилю, производители указывают на наклейках с размерностью. Эти таблички могут крепиться на у водительского сиденья или на крышке топливного бака. Производители шин указывают маркировку прямо на резине, как на фото ниже.
@Unsplash
Зная, что означают цифры и буквы в маркировке, выбрать шины гораздо проще.
- 205 – это ширина профиля в миллиметрах, грубо говоря, ширина протектора.
- 55 – это высота профиля в процентах от его ширины (расстояние от части шины, примыкающей к ободу, до профиля). Высокий профиль делает поездку более комфортной, а шину – менее чувствительной к пробоям, но снижает управляемость.
- R – радиальное расположение корда. У современных шин никакой другой литеры быть не может, но ещё недавно выпускали покрышки с диагональным расположением и помечали его литерой D.
- 16 – диаметр диска, на который надевается шина, в дюймах. Диски у автомобилей одной и той же модели и даже модификации могут отличаться. Какие установлены именно у вас, указано на обратной стороне диска (но можно просто измерить диск линейкой и разделить результат на 2,54, чтобы перевести в дюймы).
- 91 – индекс нагрузки: масса на одну шину не должна превышать 615 кг.
- H – индекс скорости, эта шина рассчитана на скорость не выше 210 км/ч.
- MS – хорошие показатели проходимости по грязи и снегу (другие варианты: AS, AGT – всесезонная, AW – в любую погоду, A/T – на любой местности, M/T – повышенная проходимость по грязи, Frost – переносит мороз, но маркировка неофициальная).
- Изображение горы и снежинки – шина сертифицирована как зимняя (отсутствие маркера говорит о том, что перед нами летняя резина или зимняя, но не прошедшая испытания по регламенту ЕС).
Если сомневаетесь, выбирайте стандартные значения. Это высота профиля шин 55% и индекс скорости T, U или H. Индекс нагрузки для шин легковых автомобилей всегда берется с запасом, поэтому владельцам легковых автомобилей можно не обращать на него внимания.
Новые или б/у?
В бывших в употреблении шинах нет ничего плохого, если вы умеете их выбирать. Те, кто не нашёл в этой статье ничего нового для себя и умеет не только измерять глубину протектора, но и рассчитывать по ней степень износа шины, могут попробовать приобрести подержанную резину. Наверняка вы знаете, почему нельзя покупать покрышки с боковыми дефектами или с пусть мелкими, но трещинками и как именно эксплуатировались шины, если их протектор стёрт только посередине или только по бокам.
Всем остальным мы этого делать не рекомендуем: правильно выбрать подержанные шины сложно, продавец может рассказать не всю правду о товаре, а покрышки – один из важнейших элементов безопасности автомобиля. Поэтому мы ждем вас в магазине «7 Дорог».
- Комментарии